Добро пожаловать на наш сайт!
Преферанс.
Бридж
Меню сайта

<

1

2

3

4

5

6

>




Правила игры в преферанс


Конвенции (условные договорённости)


Подпольное (или полуподпольное) положение преферанса в России на протяжении 70 лет гонений явилось причиной существования множества не только разновидностей, но и отдельных “договорных” правил, живущих внутри каждой разновидности.


Варианты правил при торговле


  • Часто прыжки в торговле не допускаются, то есть игроки должны делать назначения последовательно, не нарушая очередности заявок (однако в некоторых компаниях при этом разрешается пропускать бескозырные объявления, а также не говорить “здесь”). Это правило применяется для того, чтобы третий игрок, которому предстоит принять участие в розыгрыше, знал, до какой масти доторговался каждый торгующийся. Ведь неправильное объявление может ввести партнёра в заблуждение и в случае обоюдного виста послужить причиной подсада вистующих. Взявший же прикуп, соблюдая данное правило, затрудняет определение второй длинной масти (имеющей более трех карт) для противников в случае, если прикуп изменит силу руки.
  • В некоторых компаниях при торговле двух игроков говорить “здесь” может только игрок, находящийся на первой относительно другого руке. Второй игрок сказать “здесь” не имеет права, даже если первый не воспользовался этим правом.
  • Также имеется вариант торговли без прыжков, когда заявка “здесь” является обязательной и говорится через пасующего (сказать “здесь” вслед за объявлением на второй руке шести пик нельзя).
  • По предварительной договорённости в торговле могут использоваться две дополнительные заявки: «мизер без прикупа» и «девять без прикупа», соответственно, означающие, что игрок будет играть без помощи прикупа. Мизер без прикупа старше девятерной, но перебивается девятерной без прикупа либо десятерной с прикупом. Таким образом, торговля между игроками, один из которых желает объявить мизер, а другой игру на взятки, может протекать так: мизер – 9 – мизер без прикупа – 9 без прикупа. Если игрок объявил игру без прикупа, то прикуп открывается, рассматривается и убирается в снос. В некоторых компаниях прикуп в этом случае не открывается, и игроки не знают карт прикупа.

Варианты правил при назначении игры


  • Часто взявший прикуп на шестерную имеет право отказаться от розыгрыша (уйти за “без трех”, в некоторых компаниях – за “без четырёх”), при этом считается, что объявивший взял три (соответственно, две) взятки. Висты на него не пишутся.
  • В некоторых компаниях правило “без трёх без вистов” (реже – “без двух с вистами”) применяется на всех играх, не только на шестерной.
  • По договоренности может допускаться объявление преферанс. Такое объявление производится только после получения прикупа, но до сноса карт. Объявивший преферанс обязан взять все десять взяток при любом своем сносе, при любом раскладе карт у противников и любом ходе в игре без козыря. Такой заказ возможен только при одном-единственном варианте расклада: Т, К, Д в четырёх мастях (соответственно, вероятность получения таких карт очень мала). Игрок, объявивший преферанс, показывает карты, и, если объявление сделано верно, игра заканчивается (в обратном случае игрок должен сделать снос и назначить игру не менее той, на которую был взят прикуп). Объявивший преферанс свою запись с горы списывает. Свою пулю и пули всех других игроков, в том числе и сидящего на прикупе, он закрывает с получением соответствующего количества вистов. Наконец, кроме этого, дописывает на каждого ещё по 1000 вистов (в некоторых компаниях объявивший преферанс записывает все висты, которые имели на него игроки, на себя). Иными словами, сыгравший преферанс получает призы во всех номинациях.
  • Встречаются компании, где преферанс может быть козырным. Таким образом, при объявлении преферанса с козырной мастью, учитывая все условия, очевидно, что играющий должен иметь на руках все 8 козырей и 4 берущие карты. Игрок, заказавший преферанс, показывает карты, и противники сами делают снос. Причём в некоторых компаниях при сыгранном преферансе сыгравший закрывает свою пулю независимо от этапа игры, аннулирует свою гору и все висты, которые имели на него партнёры, а после записи игру продолжают в обычном порядке.

Варианты правил при вистовании


  • Виды вистования:

    Ответственный вист. Недобор вистующими взяток до обязательного их количества наказывается ремизом в полном объёме, то есть в размере стоимости игры за каждую недобранную взятку. Ответственный вист характерен для сочинки. В классике вист, по договорённости, становится ответственным после того, как закрыта пуля.

    Полуответственный вист. Недобор вистующими взяток до обязательного их количества наказывается ремизом в половинном объёме, то есть в размере половины стоимости игры за каждую недобранную взятку. Полуответственный вист характерен для ленинградки и ростовки, а также для классики (до того момента, когда пуля закрыта).

    Жлобский вист. При недоборе взяток разыгрывающим при одном вистующем и втором пасующем висты пишутся только вистующим, а пасующий пишет только консоляцию. При двух вистующих каждый пишет за себя – и висты, и ремизы. Обычно, сказавши “вист” на первой руке, уйти за полвиста нельзя. Уходивший за полвиста вистов при ремизе разыгрывающего не пишет. Жлобский вист характерен для сочинки.

    Джентльменский вист. При недоборе взяток разыгрывающим при одном вистующем и втором пасующем висты пишутся пополам, но в гору за подсад пишет только вистующий. При двух вистующих каждый пишет за себя – и висты, и ремизы. Обычно на первой руке можно сказать “вист”, а если второй игрок спасовал, уйти за полвиста (в свою очередь, пасовавший имеет право вернуть вист). Уходивший за полвиста вистов при ремизе разыгрывающего не пишет. Чаще всего встречается джентльменский полуответственный вист. Общая характеристика игры при джентльменском висте – поощряется игра всветлую, полезно говорить “пас” на первой руке. Джентльменский вист характерен для ленинградки.

  • В некоторых компаниях применяется так называемый “сверхжлобский” вист, отличающийся от жлобского тем, что, когда вистующих двое, каждый из них должен взять не менее половины от обязательного количества взяток, то есть на шестерной – по две каждый, на семерной – по одной каждый, на восьмерной и девятерной – по одной каждый. Например, в сочинке игрок С объявил шесть треф и взял пять взяток. Игрок Ю завистовал и не взял ни одной. Игрок З взял пять взяток, также вистовав. Игрок С пишет в гору 2 за невзятие на шестерной одной взятки. Игрок В, сидевший на прикупе, пишет 2 виста на С за невзятие. Ю пишет 2 виста на С и 4 в гору за невзятие взяток на вистах. З пишет 12 вистов на С. Обычно “сверхжлобский” вист характерен для казахстанки.
  • Часто встречаются компании, в которых при объявлении “шесть пик” оба игрока вистуют автоматически, независимо от их желания (“Сталинград”, “обязаловка”).
  • Довольно часто встречаются компании, в которых десятерная игра вистуется. В этом случае вистующий обязан взять одну взятку.
  • “Вист – Пас – Полвиста” также может допускаться или не допускаться независимо от типа виста (жлобского или джентльменского). Правило “Вист – Пас – Полвиста” даёт возможность изменения сказавшим “вист” своего решения при последовавшем “пас” на “полвиста”. Такое правило обычно характерно для джентльменского виста. При этом у первоначально сказавшего “пас” остаётся возможность заявить “вист” при уходе первого завистовавшего за “полвиста”.
  • Иногда на играх выше семерной, где невозможно уйти за полвиста, применяется правило “Пас – Пас – Вист”, то есть после двух пасов вистующих первый получает возможность пересмотреть своё решение и сказать “вист” (так называемый “возвратный вист” – объявление о висте в два этапа).
  • Встречаются компании, в которых вистующий при невыполнении им своих обязательств не записывает висты за взятые взятки против играющего.
  • Имеется вариант, когда при невыполнении обязательств вистующими на 8-ных и 9-ных (а также на 10-ных, если они вистуются) штрафные очки получает не последний завистовавший, а оба вистующих (каждый как за одну взятку).

Варианты правил при розыгрыше


  • В некоторых компаниях определяется, как будет происходить первый ход разыгрывающего при вистовании всветлую, если он сидит на первой руке. Если первый ход разыгрывающего будет втёмную, он осуществляется при закрытых картах всех игроков. Если же ход будет всветлую, то противники разыгрывающего открываются до начала розыгрыша.
  • Распасовка может быть не прогрессирующей, то есть когда стоимость одной взятки постоянна и не увеличивается от распасовки к распасовке.
  • В случае прогрессирующей распасовки прогрессия может быть:

    Арифметическая увеличение стоимости взятки от распасовки к распасовке происходит на определённую величину, например, на одно очко.

    Геометрическая – увеличение стоимости взятки от распасовки к распасовке в определённое количество раз (чаще всего в два раза).

    Прогрессии также могут быть ограниченными, когда предел увеличения оговорен участниками игры (обычно увеличение стоимости взятки после тройных распасов не происходит) и неограниченными, когда предела увеличения не существует.

  • Иногда после розыгрыша распасов, а также после несыгранного мизера сдатчик не меняется (нескользящая сдача), но при всём при этом игрок не может сдавать более трёх раз подряд.
  • При распасах сдача может не переходить, сколько бы кругов они ни длились.
  • Возможны следующие виды выхода из распасов (прерывания распасов):

    Обычный (простой) выход – после распасов игрок имеет право начинать торговлю с любой игры.

    Затруднённый (жёсткий) выход – после двойных, тройных и т. д. распасов игрок имеет право начинать торговлю с игры не ниже семерной.

    Ужесточённый выход – после двойных распасов игрок имеет право начинать торговлю с игры не ниже семерной, а после тройных и далее – не ниже восьмерной.

    Специальный выход – после одинарных распасов игрок имеет право начинать торговлю с любой игры, после двойных распасов – с игры не ниже семерной, после тройных – не ниже восьмерной, далее – распасовка опять одинарная, а правила выхода повторяются соответственно.

  • В некоторых компаниях выход подсадом из распасовки не допускается, то есть при заказе одним из игроков игры и невыполнении им своих обязательств прерывание распасов не происходит. В этом случае, если при следующей сдаче все три игрока объявили “пас”, играются следующие по порядку распасы, по сравнению с теми, которые были до подсада. Распасы прерываются (и следующая распасовка – опять одинарная), когда объявленная игра сыграна, то есть разыгрывающий не подсел.
  • Имеется вариант, когда разрешается выход из распасов при отсутствии взятки, то есть распасовка прерывается в том случае, если один из игроков не взял ни одной взятки на распасах.
  • Иногда играют с правилом: после распасов игрок не имеет право начинать торговлю с объявления мизера, то есть выходом из распасов может быть только соответствующая данному кругу игра на взятие по договоренности.
  • Встречаются компании, в которых мизер не перебивает распасы независимо от того, сыгран он (без ремиза) или нет.
  • В некоторых компаниях независтованные игры (в том числе и десятерная, если она проверяется) и мизер не являются выходом из распасов.
  • Распасы прерываются, если установлено ограничение на число кругов. В случае действия данного ограничения распасы прерываются после розыгрыша последнего определённого круга.
  • После первого круга распасов может производиться обязательный второй и третий круги без права назначения игры. Данный вариант имеет самостоятельное название: “Любимовка”.
  • Прикуп на распасовке может не открываться (при этом первым ходит игрок на первой руке, а далее – тот, кто получил взятку), хотя это правило обычно характерно для ростовки, где прикуп никогда не открывается и при игре вчетвером сдатчик пишет одно очко в пулю как за ноль взяток.
  • В случае если при трёх игроках карты прикупа на распасовке открываются, задавая тем самым масть первых заходов, то возможен вариант, когда после первоначального хода с первой руки в каждом следующем заходе первым ходит игрок, взявший предыдущую взятку.
  • В некоторых компаниях при трёх игроках и открытии прикупа на распасах применяется следующее правило: если у игрока первой руки соответствующая масть отсутствует, то уже любая кинутая им карта будет определять масть, а карта из прикупа никакой роли играть не будет.
  • Очень редко встречаются компании, в которых розыгрыш мизера происходит взакрытую (то есть противники разыгрывающего не открывают свои карты).

Варианты правил при записи и взаимном расчете


  • Вместо общепринятой системы записи в некоторых компаниях применяется ленинградская роспись, используемая в основном при игре втроём. В ленинградской росписи игры имеют следующие цены:

    шестерная – 3 очка;

    семерная – 6 очков;

    восьмерная – 9 очков;

    девятерная – 12 очков;

    десятерная – 15 очков;

    мизер – 15 очков.

    Распасы:

    одинарные – 3 очка;

    двойные – 6 очков;

    тройные – 9 очков (реже – 12 очков).

  • Существует также урало-сибирская система записи (4-12), в которой нет консоляции при подсаде, а штраф на мизере ограничен стоимостью одной взятки. Стоимость одинарных распасов – 1 или 2 очка. Запись производится согласно следующей таблице:

Контракт

Выполнен

Взятка
на висте

Недобранная
взятка на игре

Недобранная
взятка на висте

6

4 в пулю

4

4 в гору

4 в гору

7

6 в пулю

6

6 в гору

6 в гору

8

8 в пулю

8

8 в гору

8 в гору

9

10 в пулю

10

10 в гору

10 в гору

10

12 в пулю

12

12 в гору

12 в гору

Мизер

12 в пулю

12 в гору за всю игру

  • Возможна и такая модификация “уральской пули” со следующей системой записи:

Контракт

Выполнен

Взятка
на висте

Недобранная
взятка на игре

Недобранная
взятка на висте

6

4 в пулю

8

8 в гору

4 в гору

7

6 в пулю

12

12 в гору

6 в гору

8

8 в пулю

16

16 в гору

8 в гору

9

10 в пулю

20

20 в гору

10 в гору

10

12 в пулю

24 в гору

Мизер

8 в пулю

16 в гору

    Стоимость распасов: 2-4-8. Десятерная не вистуется – объявление проверяется (играющий предъявляет в открытую свои карты вистующим, предварительно сделав снос и объявив козырей; партнёры анализируют карты играющего, и обычно игра на этом заканчивается). Вистующие на этой игре отсутствуют. Если же играющий совершил на десятерной ремиз, он записывает в гору штраф (см. табл.), висты на этой игре не пишутся (либо, по договорённости, пишется только консоляция). Как видно из таблицы, стоимость мизера меньше на 4 очка, по сравнению с десятерной игрой. Это связано с тем, что вероятность появления на руках мизера значительно больше, чем десятерной игры. Необходимо также заметить, что соотношение пули к горе здесь уже 1 : 2, поэтому производство расчётов при приведении гор партнёров к максимальной пуле (что может случиться при неоконченных пулях) осуществляется с удвоением недоигранных до максимальной пули очков, а при оказании “помощи” помогающий записывает стоимость игры в двойном размере, т. е., выполнив 8-ю игру с “помощью”, данный партнёр записывает 160 вистов на того, кому была оказана эта “помощь”.

  • Для так называемого “камчатского варианта” (“камчатской пули”) характерны следующие отличительные от стандартной сочинки конвенции:
    • гора неделимая;
    • ремиз дороже контракта в два раза (и для разыгрывающего, и для вистующего);
    • за взятку на висте также пишут вдвойне (т. е. на шестерной – 4 виста, семерной – 8 и т. д.);
    • вистовать обязательно не только на 6 пик, но и на 6 без козыря;
    • при игре четырёх партнеров правом возврата виста здесь пользуется только сидящий на прикупе, вистующие его не имеют. При игре трёх партнеров это понятие вообще отсутствует;
    • если вистующий уходит “за свои”, разыгрывающий имеет право заставить его набрать эти “свои”. Если вистующий, скажем, на шестерной уходил за полвиста, а его заставили “отыграть” свои висты и он не набрал обещанные две взятки, то пишет за каждую недобранную по четыре очка в гору. Если играющий потребовал играть за свои висты, вистующий по своему усмотрению определяет, вистовать ему втёмную или всветлую. И начинается обычная игра, причем при розыгрыше учитываются взятки, набранные обоими вистующими (именно эти взятки обоих вистующих составляют “свой” вист);
    • распасовка: 2-4-8.

  • В некоторых компаниях запись “американской помощи” вистующему, не взявшему положенное число взяток, а также сидящему на прикупе (при игре вчетвером) не производится.
  • Часто встречаются компании, в которых “помощь” при равенстве очков в пуле у игроков осуществляется сидевшему по левую руку от игравшего, независимо от записи в горе и от того, подсел ли игрок на вистовании или сидел на прикупе, в игре не участвуя.
  • В некоторых компаниях сдатчик, сыгравший мизер пополам с кем-либо, а также игрок, не взявший на распасах ни одной взятки, “помогать” не имеет права (если пуля закрыта, то списывает с горы, причем после списания до нуля оставшиеся очки пропадают).
  • Часто, в случае невозможности записать “помощь” другим игрокам, оставшиеся очки игравшего списываются с его горы, даже если запись в горе примет отрицательное значение (по существу, это то же самое, если бы все игроки, кроме игравшего, записали себе в гору это же количество очков).
  • Иногда применяется правило, согласно которому очки за независтованные игры или за сыгранный (без ремиза) мизер разрешается списывать с горы по желанию разыгрывающего.
  • При расчёте результатов игры (первый способ расчёта) гора может также делиться на N игроков минус один либо вообще не делиться. При неделимой горе каждый из игроков сравнивает свою гору и разницу, умноженную на десять, пишет в вистах. Например, из записи, приведённой слева, получается расчёт справа:

  • Запись вистов на разыгрывающего за карты из прикупа может варьироваться различным образом. Если запись производится только за туза из прикупа как за взятку, то в случае двух тузов в прикупе всё равно пишут как за стоимость одной взятки. Запись за карты прикупа может вестись и независимо от стоимости игры: по 5 или 7 (реже – 10) вистов пропорционально взяткам, то есть за туз или марьяж – 5 или 7 (10) вистов, за Т и К одной масти – 10 или 14 (20) вистов, за два туза – 15 или 21 (30). При игре втроём вистов за карты прикупа либо никто не пишет, либо пишут оба противника разыгрывающего.
  • В некоторых компаниях практикуется правило: если вистующие сели (иногда даже если не сели), и, рассмотрев карты взявшего прикуп, доказали, что при любом раскладе берётся больше взяток, чем заказано, игра не считается законной, заказавший пишет 2 в гору (иногда по стоимости игры), и производится повторная сдача. Другими словами, применяется правило наказания за перезаклад (“недозаказ”). Например, игрок имеет на руках: : Т, К, В, 9, 8; : Т, Д, В, 10, 9; : –; : – . Ход собственный. : К, 8 в сносе. Играется семь пик. Выходя с Т, К, В пик, игрок отдаст одну взятку на даму пик и ещё одну – на короля треф. Но в результате неудачного расклада вистующий взял одну взятку. По правилу наказания за перезаклад игра не считается, и играющий пишет два в гору, вистующие не пишут ничего.
  • Если запись за распасовку идёт в гору (в ростовке за взятки на распасах пишут висты) – обычно по 1 или 2 (реже – 3) очка на одинарной, то для упрощения счёта и сокращения числа записей после окончания розыгрыша может производиться “амнистия”, то есть сокращение записи на одинаковое для всех количество взяток. Причём при игре вчетвером “амнистия” производится с учетом количества взяток, полученных сдатчиком из прикупа. Если сдатчик не взял ни одной взятки, количество взяток, на которое может быть сокращена запись, равно нулю.
  • Иногда играют до того момента, пока не закроются пули трёх игроков из четырёх (или двух из трёх). Не закрывший пулю игрок выносит недоигранное количество очков на гору. Хотя встречаются компании, где игрок в этом случае имеет право выбирать сам – играть до конца или расписать пульку.
  • Существует так называемая игра со скачками (с призами) – игра с премиями (тому, кто первый закрыл пульку либо первый набрал определённое количество очков в пулю; игроку, имеющему первым определённую разницу между горой и пулей; тому, у кого меньше всех очков в горе при определённой пуле или при полном закрытии пули; игроку, имеющему первым определённое количество очков в горе; тому, у кого наибольшая сумма вистов при определённой пуле или при полном её закрытии, и т. д.). Разумеется, сам факт и размер премий (которые записываются в вистах на остальных игроков, например: 30, 40, 50 или 60 вистов на каждого) являются предметом соглашения игроков перед началом игры.

Таким образом, начиная игру, все игроки должны установить единые правила (иначе неизбежны споры в процессе игры). Вот практически полный перечень основных пунктов, по отношению к которым игроки обязаны прийти к единому мнению:


Договорное правило

Условие 1

Условие 2

Условие 3

Условие 4

Условие 5

Мизер перебивается

Мизер – 9. Дальше торговля не идёт

Мизер – 9 – Мизер без прикупа – 9 без прикупа

При несыгранном мизере

сдача не переходит

сдача переходит

Распасовка: прогрессия

отсутствует
(х1, х1, х1, х1...)

огр. арифм.
(х1, х2, х3, х3...)

огр. геом.
(х1, х2, х4, х4...)

неогр. арифм
(х1, х2, х3, х4...)

неогр. геом.
(х1, х2, х4, х8...)

Распасовка: запись за взятку в гору

1 очко (одинарная)

2 очка (одинарная)

Распасовка: прикуп

не открывается

открывается

Распасовка: выход

простой (6,6,6,6...)

затруднённый (6,7,7,7...)

ужесточённый (6,7,8,8...)

специальный (6,7,8,6,7,8...)

Распасовка: выход подсадом

не допускается

допускается

Распасовка: переход сдачи

скользящий

повторение 3 раза

сдача не переходит

Вист: тип виста

жлобский

джентльмен-
ский

Вист: ответственный / полуответствен-
ный

полная стоимость игры

половина стоимости игры

Вист на 6 пик – “Сталинград”

не обязательно

обязательно

Вист – Пас –Полвиста

не допускается

допускается

Вист: без трёх без вистов

не допускается

допускается

Вист: десятерная игра

проверяется

вистуется

Вист: ответственность на 8 и 9

оба вистующих

последний вистующий

Торговля: прыжки

не допускаются

допускаются

Первый ход разыгрывающего

втёмную

всветлую

Запись за туза (взятку) из прикупа

противники разыгрываю-
щего (сдатчик) не пишут (-ет)

противники разыгрываю-
щего (сдатчик) пишут (-ет) по 5 вистов

противники разыгрываю-
щего (сдатчик) пишут (-ет) по 7 вистов

противники разыгрываю-
щего (сдатчик) пишут (-ет) как за взятку

Делимость горы

не делится

делится на N игроков – 1

делится на количество игроков


Правила для особых случаев


  • Если игроки прекращают игру в связи с обстоятельствами до закрытия кем-либо пули, то не закрывший пулю закрывает её. Количество очков, записанное им в пулю, он выносит в гору в виде подсада. Например, игрок имеет в пуле 20. Игра велась до 25 в пулю. Закрыв пулю, игрок пишет 5 в гору.
  • Игрок, выходящий из игры до окончания пули, если остальные игроки продолжают игру, пишет себе в гору недостающее до закрытия пули количество очков. Его проигрыш или выигрыш определяется после закрытия пули.
  • Игрок, желающий включиться в уже начатую игру (обычно четвёртый), обязан получить согласие всех остальных игроков. Если таковое получено, то он садится на свободное место и записывает себе очки. В пулю записывается сумма всех очков других игроков, поделённая на их количество. Если игроков трое и в сумме их пули дают 15 очков, то вновь вступающий игрок записывает себе 5 в пулю. Аналогично в гору он пишет сумму очков в горе всех игроков, поделённую на их количество. Все округления при записи делаются не в пользу новенького.

Другие ситуации, связанные, к примеру, со случаями произвольного и непроизвольного нарушения правил игры, подробно описываются в Кодексе преферанса, разработанным московским Обществом любителей преферанса в целях упорядочения процесса видоизменения правил и сведения всего многообразия преферанса хотя бы к основным его вариантам. Кодекс преферанса, призванный в первую очередь обеспечить равенство шансов на выигрыш и проигрыш для всех участников игры, достаточно подробно выражает отношение редакционной коллегии Общества любителей преферанса почти к каждому “договорному” правилу и рекомендует, какие из них использовать, а какие – нет и почему. Тем не менее, преферанс – игра свободных людей: каждый волен сам устанавливать в своей компании договорённости (особенно если традиция уже сложилась).



<

1

2

3

4

5

6

>

Друзья сайта: