Добро пожаловать на наш сайт!
Преферанс.
Бридж
Меню сайта

1

2

3

>




Учебник по игре в бридж


Если Вы уже знаете, как играть в бридж, но ещё не изучали никакую систему торговли, то рекомендуем Вам начать обучение с простой натуральной системы торговли, поняв общие принципы которой, Вы без труда сможете освоить более комплексные системы. В этом учебнике по бриджу приводится описание модернизированной системы Калбертсона, на основе которой были разработаны некоторые совеременные системы торговли.

Помимо торговли разбираются также и различные аспекты розыгрыша.

Прежде чем перейти к основной части, ознакомьтесь с терминами и условными обозначениями, которые будут встречаться далее по тексту.


Основные термины и обозначения


БОЛВАН (стол) – игрок, картами которого в процессе розыгрыша будет распоряжаться другой (иногда игрок предполагается, например, в бридже при двух игроках), а также карты такого игрока.

ВИСТУЮЩИЕ – противники назначивших игру.

ДЛИНА МАСТИ. Масть, состоящая из трех или менее карт, называется короткой. Масть, состоящая из четырех или более карт, называется длинной.

ДОСТОИНСТВО. Положение карты в колоде. Достоинство карт будем обозначать: Т – туз; К – король; Д – дама; В – валет; 10 – десятка; 9 – девятка; 8 – восьмерка; 7 – семерка; 6 – шестерка; 5 – пятерка; 4 – четверка; 3 – тройка; 2 – двойка; х – любого достоинства.

Знак «х» используется, когда достоинство карты не играет роли, например: : Т, К, Д, В, х – туз, король, дама, валет пик и еще одна любая пика (от 10 до 2).

Карты от туза до десятки называются фигурами. Начиная с девятки – фосками. Туз, король и дама – старшие фигуры, а валет и десятка – младшие.

КОЛИЧЕСТВО КАРТ В МАСТИ обозначим следующим образом:

  • отсутствие карт в масти – ренонс;
  • одна карта в масти – сингльтон или бланка;
  • две карты в масти – дублетон;
  • три и более – числительные.
  • Например: : хххх – четверка пик, : ххххх – пятерка черв.

    В том случае, когда требуется указать количество карт в масти конкретной карты, примем следующие обозначения:

  • одна карта в масти – бланка, например: : Т – бланковый туз пик;
  • две и более – числительные, например: : Дх – вторая дама, : Кхх – третий король.
  • КОНТРА (удвоение) – объявление, удваивающее цены взяток и штрафов, если последняя заявка станет контрактом.

    МАСТЬ. Масти будем обозначать следующим образом: пики – , трефы – , бубны – , червы – . Для обозначения конкретной карты сначала поставим знак масти, затем достоинство: : Т – туз пик, : Д – дама треф. При обозначении группы карт одной масти ставим один общий знак масти: : 10,9,8 – десятка, девятка, восьмерка черв.

    МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Игроков обозначим по сторонам света: С – север, В – восток, З – запад, Ю – юг. В соответствии с этим игроки располагаются:

    C

    З         В

    Ю

    ПАС. – 1. Объявление игрока о своем отказе от назначения на данном круге торговли. 2. Объявление игрока о своем отказе от участия в розыгрыше на данной сдаче.

    ПОЗИЦИЯ ИГРОКОВ ВО ВРЕМЯ ТОРГОВЛИ определяется очередностью объявлений.

      Начинающий – игрок, первым сделавший объявление (находится на первой руке).

      Отвечающий – партнер начинающего (находится на третьей руке).

      Первый обороняющийся – игрок слева от начинающего (находится на второй руке).

      Второй обороняющийся – игрок справа от начинающего (находится на последней руке).

    ПРОЦЕСС ТОРГОВЛИ

      Исходная заявка – первое объявление начинающего.

      Первый ответ – первое объявление отвечающего.

      Вход – первое объявление первого обороняющегося.

    Конкретные обозначения игроков в процессе торговли будем обозначать:

  • уровень игры – цифрой;
  • козырь – знаком масти;
  • игра без козыря – БК.
  • Таким образом, следующие обозначения соответствуют объявлению:

  • 1 – «одна треф»;
  • 1 – «одна бубен»;
  • 2 – «две червы»;
  • 2 – «две пики»;
  • 3БК – «три без козыря».
  • Объявление каждым из игроков по одному разу называется кругом торговли. Соответственно, на втором круге каждый из игроков делает второе объявление, на третьем – третье и т. д.

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАРТ ОДНОЙ МАСТИ МЕЖДУ ПАРТНЕРАМИ может быть двух видов:

  • ФИТ – в масти у партнеров восемь и более карт.
  • МИСФИТ – в масти у партнеров менее восьми карт.
  • Количественное распределение обозначим цифрами, так, 5:2 означает, что у одного игрока пять карт одной масти, а у другого – две; 2:1 означает, что у одного игрока две карты этой масти, а у другого – одна.

    РЕКОНТРА – объявление, учетверяющее ставки на данной игре.

    РУКА – игровое место, на которое сдаются карты, игрок, проимзодящий ходы с этого игрового места, а также тринадцать карт, которые игрок получает во время сдачи. Способ разложения карт по мастям в руке называется раскладом мастей.

    Например: : хххх, : хххх, : ххх, : хх есть расклад 4–4–3–2; : хххххх, : ххххх, : х, : х есть расклад 6–5–1–1.

    СТАРШИНСТВО МАСТЕЙ в бридже отличается от обычного. Масти даются в тексте и на рисунках от старшей к младшей: пика, черва, бубна, трефа. При этом в соответствии со стоимостью взятки масти делятся на две группы:

  • младшие масти (минор) – трефа и бубна;
  • старшие масти (мажор) – черва и пика.


  • 1. Общие положения


    1а. Оптимальный контракт


    Основная цель партнеров в роберном бридже состоит в выигрыше робера, что дает игрокам значительную премию. Напомним, что для выигрыша робера необходимо записать под чертой не менее 100 очков; под чертой записываются только очки, обусловленные взятками контракта (при его выполнении). Если партнеры не имеют частичной записи, но имеют сильные руки, например 10 взяток при игре в пиках, им необходимо объявить 4. Ясно, что это дает концовку. Если же партнеры объявят только 2, то, несмотря на взятие 10 взяток, запишут под чертой только 60 очков и им предстоит доигрывание партии. С другой стороны, если заказать 4, но не взять 10 взяток, то не только не получишь очков, которые можно было бы записать, объявив, скажем, 2, но еще и противники получат премию за подсадку. А иметь частичную запись очень важно, ведь закончить партию можно и за два или даже три контракта.

    Контракт, который в данной ситуации приносит наибольшую выгоду, называется оптимальным контрактом. Объявляют его на основе:

      а) силы рук партнеров;
      б) ситуации записи.

    Ситуация записи определяется количеством взяток, необходимых для окончания партии. Если под чертой не имеется частичной записи, желательно сыграть контракт, который дал бы не менее 100 очков, а именно: 3БК, 4 () или 5 ().

    Если же имеется частичная запись, например, 40 очков, тогда для завершения партии достаточно сыграть контракт, дающий 60 очков, а именно: 2 () или 3 ().

    Так как в бридже стоимость взятки не зависит от уровня объявления, назначение контракта выше необходимого для завершения партии не имеет смысла. Например, можно взять 11 взяток в пиках и не иметь частичной записи. Необходимо играть 4 (то есть объявлять 10 взяток). При наличии частичной записи в 40 очков уже нет необходимости играть 4, а следует объявить 2 (8 взяток). Если же концовка превышает возможности партнеров, стараются играть самый безопасный, а следовательно, самый низкий контракт. Например, в процессе торговли выяснилось, что карта на обеих руках позволяет взять 9 взяток при игре в пиках, а предварительной записи не имеется. Так как не удается завершить партию, необходимо играть 2, а не 3. Такая тактика диктуется мерами безопасности – хотим сыграть игру даже при крайне неудачном для нас раскладе. При очень сильных руках, оптимальным контрактом будет шлемик или шлем, независимо от предварительной записи, потому что эти игры дают премию в 500–1500 очков.


    1б. Назначение козырной масти


    Козырная масть должна не только давать взятки на отыгранные фоски или забитие, но и давать возможность отобрать козыри вистующих, чтобы они не могли в свою очередь использовать их для забития взяток разыгрывающего. Ясно, что эти требования может выполнить лишь масть, в которой имеется больше карт, чем у противников. Разница должна быть достаточной, чтобы удержать перевес в козырях до конца розыгрыша. Под перевесом в козырях понимается наличие на одной из рук большего количества козырей, чем у любого из противников.

    Преждевременная утрата разыгрывающими перевеса в козырях может, даже при сильной в фигурах карте, привести к подсадке. Тогда ситуация меняется и выгоду от игры получают уже вистующие.

    Только масть, в которой партнеры имеют не менее восьми карт, достойна быть козырной. Этого количества вполне достаточно не только для отбора козырей вистующих, но и для взятия дополнительно 2–3 взяток на фоски независимо от распределения на руках. Так, при раскладе 4:4 на одной из рук четвертая фоска может быть разыграна, а на другой руке можно осуществить одно, а часто и два забития. При раскладе 5:3 разыгрываются две фоски, а третья взятка получается забитием с другой руки. При раскладе 6:2 разыгрываются три фоски длинной масти.

    Определение козырной масти основывается на обдумывании вопроса, в какой масти партнеры имеют вместе не менее восьми карт. Установить этот факт возможно благодаря тому, что каждое объявление точно определяет минимум длины названной масти.


    1в. Вероятность расклада


    Как уже отмечалось, количество взяток зависит от расклада. Приведем вероятность распределения карт масти между противниками.


    Количество карт у партнеров

    Расклад у противников

    Вероятность, %

    6 карт

    4:3

    62

    5:2

    30,5

    6:1

    7

    7:0

    0,5

    7 карт

    4:2

    48

    3:3

    38

    2:2

    40

    4:0

    10

    8 карт

    3:2

    68

    4:1

    28

    5:0

    4

    9 карт

    3:1

    50

    2:2

    40

    4:0

    10

    10 карт

    2:1

    78

    3:0

    22

    11 карт

    1:1

    52

    2:0

    48



    2. Пункты


    Назначение оптимального контракта возможно при условии передачи информации между партнерами, во время которой и определяется количество взяток обеих рук. Существующие системы торговли разработаны с целью осуществления передачи информации в рамках правил. Однако практически невозможно определить точное количество взяток на руке, так как оно зависит не только от силы руки, но и от расклада. Введение абстрактной единицы силы руки – «пункта» позволило производить оценку карт независимо от расклада и на этой основе вести торговлю.

    Правильный (оптимальный) контракт можно объявить только тогда, когда до окончания торговли удается подсчитать пункты, имеющиеся на руках партнеров, в их совокупности.

    Несмотря на то что мы не видим карту партнера, а он нашу, можно в рамках правил проинформировать друг друга, какую ценность в пунктах представляет рука, а заодно и какую длину имеют наши масти. На основании этого можно подсчитать предполагаемое количество взяток при розыгрыше.

    Информация о силе и раскладе руки передается в процессе торговли при помощи объявлений. Первое объявление является началом торговли. Оно должно опираться прежде всего на силу фигур, так как фигуры при розыгрыше берут обычно большинство взяток. Сила фигур передается самим фактом начала торговли, а также величиной первоначального объявления. Информация о длине мастей – цветом объявленной масти. Это дает партнеру возможность уже при первом ответе оценить предварительно не только совместную силу фигур, но и ценности расклада.


    2а. Пункты за фигуры


    Пункты за фигуры будем считать по следующей шкале: туз – 4, король – 3, дама – 2, валет – 1, десятка и менее – 0. При этом бланковый король и вторая дама либо второй валет снижают свою ценность на один пункт, например: Д,х – 1 пункт, К – 2 пункта, Т,В – 4 пункта, В,х – 0 пунктов.

    Приведем примеры оценки раскладов фигур в пунктах:

    : Т,К,х; : К,Д,х; : х,х,х,х; : В,х,х = 7+5+0+1=13

    : Д,х; : К,В; : Т,Кх,х; : Т,х,х,х,х = 1+3+7+4 =15

    : Т,В,х,х,х,х; : Д,х; : Т,Д,х,х; : К = 5+1+6+2=14


    2б. Пункты за фоски


    Ясно, что назначать пункты можно только за те фоски, которые могут дать взятки, то есть могут быть разыграны. Обычно три первые взятки в каждой масти берут фигуры, поэтому шанс взять взятку имеет только четвертая фоска длинной масти. Она может быть разыграна лишь при условии, что после розыгрыша трех первых взяток у противника не останется больше карт в этой масти. Реальный шанс разыграть четвертую фоску имеется при наличии на руках партнеров восьми карт данной масти и более. Вероятность такого розыгрыша оценивается в 68%. Поэтому пункты за фоски длинной масти принято назначать только в масти, содержащей (совместно с партнером) не менее восьми карт. При этом безразлично, в каком раскладе она находится, – 4:4, 5:3, 6:2.

    В такой масти, называемой согласованной, четвертая и каждая последующая фоска оценивается в два пункта, конечно, при условии, что эта масть будет козырной, ибо только тогда есть полная гарантия взять на них взятки.


    2в. Оценка забития


    При игре с козырями можно взять взятки забитием. Его можно осуществить сразу, если роздан ренонс масти. При бланке или дублетоне в масти предварительно необходимо разыграть одну или две взятки в этой масти.

    Пункты за забитие назначаются только в руке подыгрывающего игрока. Осуществление забития возможно как при бланке, так и при дублетоне картах в масти. При четырех козырях в подыгрывающей руке принимается следующее количество забитий:

  • ренонс – 3 забития;
  • сингльтон – 2 забития;
  • дублетон – 1 забитие.
  • При трех козырях в руке принимается:

  • ренонс – 1,5 забития;
  • сингльтон – 1 забитие;
  • дублетон – 0,5 забития.
  • За каждое забитие назначается 2 пункта. Как надлежит оценивать пунктами забитие, поясним на примерах следующих раскладов.

    При козырной червонной масти на подыгрывающей руке

    : Т,8,3; : К,10,5,2; : Д,В,8; : Т,6,2

    не имеется взяток забитием из-за отсутствия масти, содержащей менее трех карт.

    При руке типа:

    : 10,8; : К,10,5,2; : Д,В,8,3; : 9,6,3

    дублетон в пиках дает 1 забитие, или 2 пункта.

    При руке типа:

    : 10; : К,10,5; : Д,В,8,3; : Т,9,6,3,2

    бланка при трех козырях оценивается как 1 забитие, или 2 пункта.

    При руке типа:

    : –; : К,10,5,2; : Д,В,8,3; : Т,9,6,3,2

    ренонс масти при четырех козырях оценивается как 3 забития, или 6 пунктов.


    2г. Расчет величины контракта


    Количество взяток, которое можно взять в данном розыгрыше, оценивается на основе баланса. Есть простая математическая зависимость, позволяющая приближенно подсчитать взятки, опираясь на количество пунктов, имеющихся на руках у партнеров.

    Приведем типовую формулу:

    где:

      Х – предполагаемое количество взяток, которое будет взято при розыгрыше;
      П – сумма пунктов за фигуры в руках обоих партнеров;
      Ф – количество фосок козырной масти, которое предполагается разыграть; из предыдущего знаем, что козырной может быть масть, в которой у партнеров вместе имеется не менее восьми карт, следовательно, при четырех картах на руке разыгрывающего можно разыграть только одну фоску, а при раскладе 6:2 – целых три;
      КЗ – количество забитий, которое может осуществить тот из партнеров, козырные фоски которого не разыгрываются.

    Для взятия одной взятки необходимо примерно три пункта. Поэтому числитель дроби, представляющий собой общую сумму пунктов обеих рук, необходимо поделить на три.

    Данная формула не относится к так называемым неравноразложенным раскладам типа 5–5–2–1. Способ расчета возможностей таких раскладов изложен далее.

    Необходимо помнить, что приведенная формула является приближенной, и результат розыгрыша может быть другим, так как:

  • во-первых, может случиться потеря силы козырной масти. В формуле принимается, что при восьми козырях в руках партнеров расклад противников 3:2 (68%), но ведь он может быть и 4:1 (28%) или даже 5:0 (4%);
  • во-вторых, может случиться потеря силы фигур. В зависимости от взаимного расположения часть фигур разыгрывающих или вистующих может прорезаться и обесцениваться;
  • в-третьих, иногда бывает так называемая беспродуктивная сила. Например, если партнеры имеют дублетоны в одной и той же масти – один Т,В, а другой К,Д. Очевидно, что здесь мы недосчитаемся по крайней мере одной взятки; к счастью, подобные расклады весьма редки;
  • в-четвертых, весьма условным является и назначение пунктов за забитие. Принимается, что оно может быть осуществлено лишь при наличии не менее трех козырей. Но не редки случаи, когда для этой цели достаточно двух или даже одного.



  • 1

    2

    3

    >

    Друзья сайта: