Добро пожаловать на наш сайт!
Преферанс.
Бридж
Меню сайта

Греческий преферанс (префа)


Описание: Эрик Болл (Eric Ball), Афанасий Цаконас (Athanasios Tsakonas).
Перевод на русский язык и редакция Вадима Заплетина.

Префа (Prefa) – это греческая разновидность семейства русского преферанса.

Основными отличиями префы от русского преферанса являются:

– отсутствие контракта мизер и распасовки;
– прикуп (талон) никогда не показывается игрокам, кроме как заказывающему игру;
– немного отличающиеся обязательства вистующих;
– отсутствие вистования всветлую;
– при одном вистующем, если пасующий не приглашается, розыгрыш производится без участия карт пасующего игрока;
– отличающиеся стоимости контрактов и система расчета.

Цель игры

Игрок, назначивший при торговле наивысшую игру (разыгрывающий), выигрывает, если ему удастся взять по крайней мере заказанное количество взяток. В случае если игрок набирает меньше заказанного количества взяток, он проигрывает. Остальные игроки (защитники) пытаются взять как можно больше взяток (индивидуально или в целом).

Колода

Стандартная преферансная колода из 32 карт, включая 7 (младшая), 8, 9, 10, В, Д, К, Т (старшая) в каждой масти.

Игроки и раздача карт

Играют три человека. Игра происходит против часовой стрелки. Первый сдатчик выбирается по жребию. В следующей сдаче им становится игрок, сидящий справа от предыдущего сдатчика.

Сдатчик сдает по две карты за раз каждому из игроков, затем две карты кладет в прикуп. Далее оставшиеся карты сдаются каждому игроку – также по две. Следовательно, игроки получают по десять карт.

Торговля

После сдачи карт начинается торговля. Первым делает заявку игрок, сидящий справа от сдатчика (первая рука).

Старшинство игр в торговле (от младших к старшим):

Пики
Трефы
Бубны
Червы
Без козыря

Если игрок объявляет что-либо из указанного выше, это означает, что он обязуется взять по крайней мере 6 взяток (цифра 6 игроками обычно не произносится – объявляется только масть игры). После этих заявок (простых игр) в порядке старшинства следуют:

7 пик, 7 треф, 7 бубен, 7 черв, 7 без козыря
8 пик, 8 треф, 8 бубен, 8 черв, 8 без козыря
9 пик, 9 треф, 9 бубен, 9 черв, 9 без козыря
10 пик, 10 треф, 10 бубен, 10 черв

Таким образом, контракта 10 без козыря не существует. Желающий назначить бескозырную игру может максимум заказать 9 без козыря. Также нет никаких контрактов под названием мизер (как в других преферансных играх – например, в русском преферансе) и распасовок, где каждый старается избежать взяток. Если все игроки пасуют, то карты смешиваются и пересдаются (при этом сдача переходит игроку справа). Это может случаться очень часто, так как штрафы за невыполненный контракт очень высоки.

Если игрок считает, что он не сможет взять по крайней мере 6 взяток или не может торговаться дальше, то он может пасовать. Спасовавшие игроки не могут участвовать в дальнейшей торговле.

Заявки в процессе торговле должны следовать строго в порядке, указанном выше. Любая заявка (кроме первой, конечно) должна быть выше предыдущей или равной предыдущей – в случае если игрок находится на первой относительно другого руке.

Пример:

Предположим, что игрок A считает, что он сможет взять 7 взяток, если козыри будут пики (игрок A объявляет первым), игрок B считает, что он возьмет 7 взяток с козырем трефы, а игрок C сможет взять 6 взяток при козыре червы. Торговля протекала следующим образом:

Игрок A

Игрок B

Игрок C

-----------------------------------------------------------

пики

трефы

бубны

бубны

червы

пас

червы

без козыря

 

без козыря

7 пик

 

7 пик

7 треф

 

пас

 

 

-----------------------------------------------------------

Вот другой пример торговли:

Игрок A

Игрок B

Игрок C

-----------------------------------------------------------

пики

трефы

бубны

пас

бубны

червы

 

червы

пас

-----------------------------------------------------------

Необходимо заметить, что процесс торговли позволяет игрокам определить сильные масти друг друга.

Получение прикупа и снос. Назначение контракта

Назначивший при торговле наивысшую (относительно других) заявку получает две карты прикупа и сносит рубашкой вверх две ненужные (на его взгляд) карты. Карты прикупа ни в коем случае не показываются какому-либо игроку, кроме как победившему в торговле. После сноса двух карт игрок назначает контракт: заказывает окончательную игру, которая должна быть не менее той, на которую был взят прикуп. Объявляя контракт, игрок дает знать, сколько взяток он намеревается взять и каким будет козырь (или козыря не будет).

Решения защитников и их обязательства

Начиная с игрока справа от назначившего контракт, защитники выбирают, будут ли они играть (сказав играю) против разыгрывающего этот контракт либо отказываются от игры (сказав пас).

Назначенный разыгрывающим игроком контракт указывает, сколько взяток должны взять защитники (коллективно и/или индивидуально), чтобы избежать подсада и связанного с ним штрафа. Если оба защитника решают играть (сказавших играю будем называть вистующими), их индивидуальные обязательства следующие:

Контракт на 6 взяток: каждый вистующий должен взять 2 взятки.
Контракт на 7 взяток: ближайший к разыгрывающему вистующий (справа от разыгрывающего) должен взять 2 взятки; вистующий, сидящий по левую руку от разыгрывающего, должен взять 1 взятку.
Контракт на 8 взяток: каждый вистующий должен взять 1 взятку.
Контракт на 9 взяток: ближайший к разыгрывающему вистующий (справа от разыгрывающего) должен взять 1 взятку; вистующий, сидящий по левую руку от разыгрывающего, не имеет никаких обязательств.
Контракт на 10 взяток: у вистующих нет обязательств.

Однако если вистующие в сумме взяли: в контракте на 6 взяток – 4 взятки, в контракте на 7 взяток – 3 взятки, в контракте на 8 взяток – 2 взятки, а в контракте на 9 взяток – 1 взятку, то, независимо от количественного распределения взяток между вистующими, они считаются выполнившими свои коллективные обязательства, и никто из них не штрафуется. Если вистующие в сумме недобрали взяток до их обязательного количества, то штраф за недобранное вистующими число взяток платит игрок, не выполнивший свои индивидуальные обязательства. Если же оба вистующих не выполнили индивидуальные обязательства, каждый штрафуется за недобранное им число взяток до их положенного количества в соответствии с этими индивидуальными обязательствами.

Если один из защитников сказал играю, а другой – пас, то решивший играть против разыгрывающего должен объявить либо играю один, если он собирается играть только на своих картах, либо приглашаю, если он намеревается играть также и с помощью карт пасующего. Если вистующий приглашает спасовавшего игрока, приглашенный игрок играет уже от имени вистовавшего игрока, и все полученные на висте взятки будут принадлежать вистующему. При приглашении коллективные обязательства остаются теми же, как указано выше (в контракте на 6 взяток – 4 взятки и т. д.), но штраф за подсад или премию за выполнение обязательств получает только вистовавший игрок. С другой стороны, если вистующий выбирает играть один, его обязательства следующие:

Контракт на 6 или 7 взяток: вистующий должен взять 2 взятки.
Контракт на 8 или 9 взяток: вистующий должен взять 1 взятку.
Контракт на 10 взяток: у вистующего нет обязательств.

Однако надо сказать, что вистующий, играющий один, облегчает разыгрывающему выполнение контракта.

Если оба игрока сказали пас, то розыгрыш не производится, и считается, что разыгрывающий выполнил свой контракт.

Розыгрыш

Первым ходит игрок, сидящий справа от сдатчика, то есть первая рука. Если первая рука не участвует в розыгрыше, право первого хода переходит к следующему игроку против часовой стрелки. На выхоженную карту остальные игроки должны класть карту той же масти, а при отсутствии этой масти должны положить козырь, если нет и козыря – могут играть любой картой. Взятку берет игрок, положивший самого старшего козыря или при отсутствии козыря – самую старшую карту масти, в которую сделан выход. Взявший взятку ходит следующим.

Розыгрыш всегда производится втемную (никто из игроков не видит карты друг друга). Если вистующий играет один, то есть без приглашения спасовавшего игрока, то карты последнего в процессе розыгрыша не участвуют и не вскрываются.

Расчет и окончание игры

В префе используются две счетные единицы: так называемые очки кассы (“kassa”* points) и фишки (“kapikia”**). До начала игры оговаривается величина кассы (например, 31, 20, 10 и т. д.) и стоимость одного ее очка. 1 фишка*** равняется 1/10 кассового очка. Например, 145 фишек в конце игры представляют собой 1,45 евро, если 1 очко кассы по договору составляет 10 центов. Игра заканчивается, когда все три игрока опустошили свою кассу, то есть уменьшили ее до нуля. В этот момент общее число фишек (положительное или отрицательное) каждого игрока отражает его чистый выигрыш или проигрыш (получаемый с других игроков или выплачиваемый им соответственно). Сумма выигрышей и проигрышей должна быть всегда равной нулю.

* Κάσα (“kassa”) – коробка; ящик; сундук (греч.).

** Καπίκια (“kapikia”) – копейки (греч.).

*** То же, что и вист в русском преферансе.

Конечно, может показаться, что расчеты в префе могли бы быть упрощены в условиях выплат только лишь фишками, но использование кассы обеспечивает для каждой партии определенную продолжительность: ведь никто из игроков не может выйти из игры, пока все игроки не опустошили свою кассу.

Один из общих принципов расчета заключается в том, что если какой-либо игрок не выполнил обязательства, недобрав 1-й взятки, он штрафуется в соответствии со стоимостью контракта в одинарном размере, а если 2-х или более взяток – в двойном. Исключением из данного правила является подсад вистующего на контрактах 6 и 7 с недобором 3-х или 4-х взяток (при приглашении спасовавшего игрока), когда штраф записывается в трехкратном и четырехкратном размерах соответственно (такая запись объясняется тем, что у игрока обязательства как при двух вистующих).

В зависимости от контракта существуют различные его стоимости.

Стоимость каждого контракта следующая:

Контракт

Стоимость

6 пик

2

6 треф

3

6 бубен

4

6 черв

5

6 без козыря

6

7 в каждой масти

7

7 без козыря

8

8 в каждой масти

8

8 без козыря

9

9 в каждой масти

9

9 без козыря

10

10 в каждой масти

10

Итак, расчет производится следующим образом.

В случае если по итогам розыгрыша все игроки выполнили свои обязательства, разыгрывающий вычитает из своих очков кассы стоимость объявленного контракта, а вистующие получают фишки с разыгрывающего за свои взятки в размере стоимости контракта, умноженной на количество взяток.

Если разыгрывающий взял меньше заказанного количества взяток, он добавляет к своим очкам кассы стоимость объявленного контракта в случае недобора 1-й взятки и удвоенную стоимость – в случае недобора 2-х и более взяток. Вистующие при подсаде разыгрывающего на 1 взятку получают с него фишки за свои взятки в размере стоимости контракта, умноженной на количество взяток, и в удвоенном размере – при подсаде на 2 взятки или более.

Если разыгрывающий взял больше заказанного количества взяток и вистующие не выполнили свои обязательства, то очки кассы разыгрывающего остаются без изменений, и он получает с подсевших вистующих фишки кратно числу недобранных взяток, умноженному на стоимость контракта и количество собственных взяток. Причем если при двух вистующих сел только один из них, этот вистующий выплачивает также и другому вистующему (за то, что тот выполнил свои обязательства): при недоборе 1-й взятки – фишки в размере стоимости контракта, умноженной на количество взяток неподсевшего вистующего, и в удвоенном размере – при недоборе 2-х взяток.

Если оба защитника отказываются от игры против разыгрывающего, то есть пасуют, разыгрывающий вычитает из своих очков кассы стоимость объявленного контракта, и никакие другие выплаты (в фишках) не производятся.

Вот некоторые примеры, которые помогут понять способы расчета:

Предположим, что игрок A сидит рядом с разыгрывающим (в направлении против часовой стрелки).

1. Контракт: 6 пик. Вистуют оба защитника.
Результат: разыгрывающий: 6 взяток; игрок A: 1 взятка; игрок B: 3 взятки.
Расчет: разыгрывающий: касса = –2, фишки = –2х4; игрок A: фишки = +2х1 (с разыгрывающего); игрок B: фишки = +2х3 (с разыгрывающего).

2. Контракт: 6 пик. Вистуют оба защитника.
Результат: разыгрывающий: 6 взяток; игрок A: 0 взяток; игрок B: 4 взятки.
Расчет: разыгрывающий: касса = –2, фишки = –2х4; игрок A: без изменений; игрок B: фишки = +2х4 (с разыгрывающего).

3. Контракт: 6 бубен. Вистуют оба защитника.
Результат: разыгрывающий: 5 взяток; игрок A: 3 взятки; игрок B: 2 взятки.
Расчет: разыгрывающий: касса = +4, фишки = –4х5; игрок A: фишки = +4х3 (с разыгрывающего); игрок B: фишки = +4х2 (с разыгрывающего).

4. Контракт: 6 бубен. Вистуют оба защитника.
Результат: разыгрывающий: 4 взятки; игрок A: 4 взятки; игрок B: 2 взятки.
Расчет: разыгрывающий: касса = +4х2, фишки = –4х6х2; игрок A: фишки = +4х4х2 (с разыгрывающего); игрок B: фишки = +4х2х2 (с разыгрывающего).

5. Контракт: 6 черв. Вистуют оба защитника.
Результат: разыгрывающий: 7 взяток; игрок A: 1 взятка; игрок B: 2 взятки.
Расчет: разыгрывающий: фишки = +5х7 (с игрока A); игрок A: фишки = –5х9; игрок B: фишки = +5х2 (с игрока A).

6. Контракт: 6 черв. Вистуют оба защитника.
Результат: разыгрывающий: 7 взяток; игрок A: 0 взяток; игрок B: 3 взятки.
Расчет: разыгрывающий: фишки = +5х7 (с игрока A); игрок A: фишки = –5х10; игрок B: фишки = +5х3 (с игрока A).

7. Контракт: 7 черв. Вистуют оба защитника.
Результат: разыгрывающий: 10 взяток; игрок A: 0 взяток; игрок B: 0 взяток.
Расчет: разыгрывающий: фишки = +7х10х2 (с игрока A) +7х10 (с игрока B); игрок A: фишки = –7х10х2; игрок B: фишки = –7х10.

8. Контракт: 7 пик. Игрок B пасует и приглашается.
Результат: разыгрывающий: 7 взяток; игрок A: 2 взятки; игрок B: 1 взятка.
Расчет: разыгрывающий: касса = –7, фишки = –7х3; игрок A: фишки = +7х3 (с разыгрывающего).

9. Контракт: 7 бубен. Игрок B пасует и приглашается.
Результат: разыгрывающий: 6 взяток; игрок A: 3 взятки; игрок B: 1 взятка.
Расчет: разыгрывающий: касса = +7, фишки = –7х4; игрок A: фишки = +7х4 (с разыгрывающего).

10. Контракт: 7 черв. Игрок B пасует и приглашается.
Результат: разыгрывающий: 8 взяток; игрок A: 1 взятка; игрок B: 1 взятка.
Расчет: разыгрывающий: фишки = +7х8 (с игрока A); игрок A: фишки = –7х8.

11. Контракт: 7 черв. Игрок B пасует и приглашается.
Результат: разыгрывающий: 10 взяток; игрок A: 0 взяток; игрок B: 0 взяток.
Расчет: разыгрывающий: фишки = +7х10х3 (с игрока A); игрок A: фишки = –7х10х3.

12. Контракт: 8 пик. Игрок B пасует и не приглашается.
Результат: разыгрывающий: 9 взяток; игрок A: 1 взятка.
Расчет: разыгрывающий: касса = –8, фишки = –8х1; игрок A: фишки = +8х1 (с разыгрывающего).

13. Контракт: 8 бубен. Игрок B пасует и не приглашается.
Результат: разыгрывающий: 7 взяток; игрок A: 3 взятки.
Расчет: разыгрывающий: касса = +8, фишки = –8х3; игрок A: фишки = +8х3 (с разыгрывающего).

14. Контракт: 8 черв. Игрок B пасует и не приглашается.
Результат: разыгрывающий: 10 взяток; игрок A: 0 взяток.
Расчет: разыгрывающий: фишки = +8х10 (с игрока A); игрок A: фишки = –8х10.

Необходимо отметить, что все описанные выше сценарии, связанные с вычитанием очков из кассы разыгрывающего, предполагают, что его касса не пуста (не равна нулю), а также не становится меньше нуля при текущем расчете. Так как очки кассы никогда не могут быть меньше нуля, любые “лишние” очки разыгрывающего списываются уже с кассы того игрока, у которого на данный момент игры наибольшее количество очков в кассе, разумеется, с соответствующей компенсацией в фишках разыгрывающему (если кассы двух других игроков равны, очки вычитаются из кассы игрока, сидящего справа от разыгрывающего). Так, к примеру, если разыгрывающий с 4 очками в кассе должен вычесть из нее стоимость контракта в 9 очков, его касса уменьшается до нуля, а оставшиеся 5 очков вычитаются из кассы игрока, имеющего в ней на данный момент наибольшее количество очков, с выплатой 50 фишек разыгрывающему. Если у этого игрока для списывания также недостаточно очков в кассе (скажем, у него всего 3 очка), тогда оставшиеся очки уже вычитаются с кассы третьего игрока таким же образом****. В случае если кассы двух других игроков равны нулю (или становятся равными нулю при текущем расчете, а часть очков остается несписанной), то за оставшиеся очки разыгрывающий получает с каждого из них 1/2 часть от количества этих очков, переведенных в фишки (то есть если остались несписанными 5 очков, разыгрывающий получает 1/2х50=25 фишек с каждого).

**** Так, если кассы игроков 2, 4, 3 соответственно и первый игрок должен вычесть стоимость контракта в 7 очков, то после опустошения его кассы (2 очка) второй игрок списывает свою кассу до нуля (4 очка), выплачивая первому игроку 40 фишек, а третий игрок вычитает из своей кассы 1 очко (оставляя 2), выплачивая 10 фишек первому игроку.

Из вышеперечисленных примеров расчета (с 8-го по 14-й) видно, что пасующий игрок, на первый взгляд, ни зарабатывает, ни теряет каких-либо очков или фишек (все расчеты производятся только между вистующим и разыгрывающим). Но, как видим, отказывающийся от розыгрыша защитник может все же быть принужден к выплате фишек разыгрывающему за списывание “лишних” очков последнего.

Также заметим, что в случае если игрок с пустой кассой не выполнил контракт, его касса снова становится больше нуля, так как в нее добавляется стоимость (либо удвоенная стоимость) невыполненного контракта в соответствии с правилами расчета, приведенными выше.

Поле для записи

Расчет на бумаге может вестись следующими способами.

Первый способ заключается в разделении листа бумаги на три секции – по одной на каждого игрока. В каждой секции имеются места для учета кассы (К) игрока и фишек (Ф), получаемых с каждого из остальных игроков (расположенные у границ с соответствующими секциями). Платежи между игроками, погашающие друг друга, могут быть перечеркнуты и взаимно сокращены.

Второй способ представляет собой табличную запись двух счетных единиц в виде столбцов, идущих подряд. Выплачиваемые фишки – отрицательные числа, а получаемые – положительные.

Оба способа записи в примерах демонстрируются ниже, где касса в начале игры составляла 31 очко, а первые две сдачи происходили следующим образом (вистовали оба защитника):

Первая сдача: игрок C назначает контракт пики (стоимость = 2) и берет 6 взяток. Игроки A и B берут по две взятки каждый.


Вторая сдача: игрок A назначает контракт 7 черв (стоимость = 7) и берет 8 взяток. Игрок C берет 2 взятки, а игрок B соответственно – ноль. (Таким образом, игрок B выплачивает 7х8=56 фишек игроку A и 7х2=14 фишек игроку C.)



Варианты

Первая заявка в первоначальной сдаче. В самой первой сдаче игрок, имеющий карту 7 бубен, делает заявку первым (показывая эту карту), и этот же игрок становится сдатчиком в следующей сдаче. Если же эта карта в прикупе, тогда первым делает объявление имеющий 8 бубен. Если обе эти карты в прикупе, то карты перетасовываются и сдаются заново*****.

***** По договоренности правило о наличии 8 бубен может не использоваться, то есть в случае нахождения бубновой семерки в прикупе карты пересдаются.

Предварительная заявка. Любой игрок в начале торговли при условии, что никто еще не сделал открывающую торговлю заявку пики, может сделать предварительную заявку, сказав возьму.

Если игрок сделал предварительную заявку и кроме нее не было заказа игры, этот игрок получает прикуп, и в том случае, если он понимает, что не сможет выполнить даже минимального контракта 6 пик, он может отказаться от розыгрыша с фиксированным штрафом для предварительного заказчика: 2 очка добавляются в его кассу и по 2 фишки выплачиваются каждому из остальных игроков. С другой стороны, если после такого объявления последовала открывающая заявка пики, то предварительная заявка уже считается как пас, и сделавший ее игрок соответственно не может участвовать в дальнейшей торговле.

Заявка 10 без козыря.

Вариант А:
Заявка 10 без козыря разрешается и контракт стоит 11 очков.

Вариант Б:
Заявка 10 без козыря разрешается и контракт стоит 10 очков. (Но это не имело бы смысла в торговле, так как стоимость контракта такая же, как и у 9 без козыря.)

Контракты “10 как 9”. Так как контракт 10 подразумевает отсутствие обязательств со стороны вистующих, то расчет ведется так, как будто был сыгран контракт 9. Тогда если разыгрывающий действительно берет 10 взяток, его касса остается без изменений, и подсевший вистующий выплачивает разыгрывающему 10х10=100 фишек. Однако если оба защитника отказываются от розыгрыша, разыгрывающий автоматически вычитает 10 очков из своей кассы.

Объявление четырех тузов. Если у разыгрывающего после взятия прикупа и назначения контракта в руке все четыре туза, он может объявить об этом до начала розыгрыша.

Вариант А:
Стоимость контракта тогда увеличивается на заранее оговоренное значение (на такое, как 1/10 первоначальной величины кассы игроков).

Вариант Б:
Разыгрывающий, если он выполнил контракт, получает заранее оговоренное число фишек с каждого игрока (невзирая на то, вистовал игрок или нет), в противном случае – выплачивает каждому игроку это число фишек (также независимо от того, вистовал игрок или нет).

Контрприглашение вистующего. Если первый защитник отказался играть, а второй защитник выбрал играть один, тогда спасовавший первый защитник получает еще один шанс сыграть, пригласив (принудительно) вместо этого второго вистующего, который уже будет считаться спасовавшим игроком и производить розыгрыш от имени контрпригласившего.

Перебитие старшим козырем при отсутствии масти хода. Если выложенная карта при отсутствии масти выхода перебита козырем, а у последнего игрока также нет карты масти хода, и он может перебить козырем, тогда класть козырь младше выложенного не разрешается. Если он не может перебить козырь и у него нет масти хода, он все же должен играть козырем (если может), то есть класть козырь младше. Других обязательств перебивать предыдущую карту не существует.

Окончание игры при двух пустых кассах. Игроки могут договориться играть до того момента, пока двое из трех не опустошат свои кассы. Тогда касса третьего игрока (ненулевая) делится на 3, и эта 1/3 часть ненулевой кассы выплачивается ее владельцем в фишках каждому из игроков, чьи кассы пусты.

Игра при четырех игроках. Сдатчик не участвует в игре на своей сдаче, и три игрока играют как обычно. Если разыгрывающий недобирает 1-й взятки, он выплачивает выходящему игроку 25 фишек, а если 2-х или более взяток – 50 фишек. Если используется “объявление четырех тузов, вариант Б”, бонус выплачивает или получает также и выходящий игрок.

Для записи результатов, используя первый метод, необходимо разлиновать лист крест-накрест на четыре секции. Правила вычета “лишних” очков разыгрывающего из кассы других игроков касаются и выходящего игрока тоже. А вариант “окончание игры при двух пустых кассах” становится вариантом “окончание игры при трех пустых кассах”.


Друзья сайта: