Добро пожаловать на наш сайт!
Преферанс.
Бридж
Меню сайта

Дореволюционный русский преферанс


Преферанс наших дней в значительной степени отличается от преферанса наших предков. Существовало много видов преферанса: простой, с десятичным счетом, с курочкой, с котлом, с мизерами, с увертами и т. д. Играли вдвоем, втроем, вчетвером, впятером. Самым общепринятым был вид преферанса, где сразу совмещались курочки, десятичный счет и мизера.


Преферанс простой, или обыкновенный


Это преферанс прошлого века. В те времена эта игра была весьма упрощенной (прообраз современного преферанса), не требовавшей сложных расчетов. Суть самой ранней разновидности преферанса состояла в том, что игроки заранее договаривались об условленной цифре (обычно от десяти до пятидесяти, но по большей части использовались числа 21, 26, 30), которую называли пулькой, или ставкой. В случае ремиза за каждую недобранную при той или иной игре взятку к этой пульке приписывался штраф, соответствующей данной игре. При удачно же сыгранной игре, наоборот, такая фиксированная цифра списывалась с пульки.

Самой старшей была простая (шестерная) игра в червах, или, как ее называли, в преферансах. Простой преферанс игрался с прибавкой (премией) и без прибавки за игру без талона, то есть прикупа.

Игра проводилась весьма быстро и не требовала особого напряжения ума. Из-за своей малопривлекательности и скуки простой преферанс в конце концов был предан забвению.


Преферанс с десятичным счетом


Игра по времени здесь проходила почти в два раза быстрее, чем при простом преферансе. Из-за несложных и быстрых расчетов эта игра была для любителей предпочтительнее предыдущей, хотя записи здесь при проигрыше и выигрыше не всегда были справедливыми. Запись производилась согласно следующей таблице:


Игры
6-ная
7-ная
8-ная
9-ная
10-ная
Мизер
Пика
10
20
30
40
50
Трефа
10
20
30
40
50
Бубна
10
20
30
40
50
Черва
10
20
30
40
50
Без козыря
10
20
30
40
50
50

В наше время данная разновидность преферанса относится к разряду забытых и представляет лишь исторический интерес.


Преферанс с курочкой


Курочкой называлась разновидность штрафов (ремизов), которые возникали вследствие недобора взяток (а точнее, при несыгранной игре) и писались над записью, в особо отведенном месте. В некотором роде курочка соответствовала современной горе. Уничтожалась курочка согласно стоимости игры. Если, предположим, игрок списывал с игры 20 очков, то столько же он списывал и с курочки.

Когда у одного из партнеров курочка закрывалась (при удачной игре), то он списывал соответствующие проведенной игре очки с курочки соседа, но при этом висты записывал в десятикратном размере. Такая система списывания с курочки называлась неограниченной, потому что каждый списывал столько, сколько ему пришлось списать с игры. Ограниченной курочкой называлась та, которая для всех игр имела одно значение. Так, если по предварительному соглашению договаривались списывать 20, то независимо от того, были ли это простые пики или десять червей, списывали только 20. Курочку обычно ограничивали 10, 20 или 30.

Существовал также ряд особых правил, например: когда курочка списывалась до нуля, начинали играть с ответственным вистом, и т. д.

Если курочка ограничивалась определенной (не слишком большой) цифрой, то игра не затягивалась. Расчеты здесь производились просто.


Игра с котлом


Отличие этой разновидности заключалось в том, что штрафы (ремизы) не заносились ни в курочку, ни в игру, а записывались в котел – особую кассу для фиксирования штрафов. Котел изображала середина стола, куда всякий обремизившийся приписывал свою ставку. Эти ремизы не сыгрывались, а приберегались к концу игры. Каждый игрок вел свой особый счет. Можно было также просто класть соответствующую ремизу сумму денег на кон – в котел.

Когда игровая запись у всех была сыграна, то есть списана, игроки разыгрывали котел. Так как котел обычно разыгрывался в несколько сдач, игроки делили накопившиеся у них ремизы в котле на несколько частей, в зависимости от договоренности. По умолчанию котел делился на число игроков (легко проследить трансформацию понятия «котел» в современную гору: именно по причине своего происхождения она делится на число игроков).

Получившиеся суммы уже разыгрывались как обыкновенные игры. Тот, кто сыграл игру, забирал котел или условленную его часть. При этом выигрыш за сыгранную шестерную равнялся выигрышу за десятерную – важно было сыграть призовую игру.

Получившиеся суммы уже разыгрывались как обыкновенные игры. Тот, кто сыграл игру, забирал котел или условленную его часть. При этом выигрыш за сыгранную шестерную равнялся выигрышу за десятерную – важно было сыграть призовую игру.


Преферанс с мизерами


Смысл данной разновидности понятен из самого названия. Мизер – это игра без взяток. Когда-то игра с мизерами подразделялась на большой и малый мизер, причем оба они разыгрывались втемную.

Малый мизер перебивал простую игру с прикупом. Сам перебивался шестерной игрой без прикупа. Игрался с прикупом. За сыгранный малый мизер игрок списывал с записи пять очков. За каждую взятку ставил ремиз по пять очков.

Большой мизер перебивал любую простую игру, но сам перебивался семерной игрой без прикупа и игрался без прикупа. За сыгранный большой мизер игрок списывал с записи 10 очков. За каждую взятку ставил ремиз по 10 очков.

Торговля велась аналогично современному преферансу. Например, первый говорил “пики”, то есть “приступаю к пикам”, второй – “трефы”, а третий: “Покупаю к мизеру”. Если игроки не желали уступить мизеру, то они объявляли простую игру без прикупки, которую мог перебить большой мизер – тоже без прикупки. Если к такому мизеру кто-либо из игроков игру отдать считал невыгодным, он назначал игру семь без прикупа, которую никакой мизер перебить уже не мог.


Преферанс с увертами


Слово «уверт» означало игру с открытыми картами. Аналогично преферансу с мизерами в этой игре имелись большие и малые уверты, при заказе которых игрок обязывался не брать ни одной взятки. Малый уверт перебивал простую игру и разыгрывался при этом с прикупом, а сам перебивался семерной без прикупа. Большой уверт разыгрывался без прикупа и по старшинству был выше семерной, но перебивался восьмерной игрой без прикупа.

Если объявлялся большой уверт, то карты всех игроков открывались, и начинался розыгрыш. А при малом уверте сначала брался прикуп и делался снос, и только после этого приступали к игре с открытыми картами.

При успешно сыгранном большом уверте списывалось 20 очков, при малом – 15. За взятые при этом взятки соответственно ставился ремиз.

Уверты в некотором роде напоминают современные мизеры.


Преферанс с пригласительным вистом


Пригласительный вист применялся по предварительному соглашению игроков. Возможен он был только тогда, когда один из игроков пасовал после назначения игры оппонентом. При этом вистующий мог “пригласить” спасовавшего игрока поддержать игру против разыгрывающего (втемную или всветлую), а мог играть и “один”. В последнем случае карты спасовавшего в игре не участвовали, а вистующему достаточно было взять половину от обязательного количества взяток (на простой – 2, а на семерной – 1). Приглашенный не получал никаких записей (в том числе и консоляцию), но зато и не отвечал за ремиз пригласившего его игрока.

В настоящее время пригласительный вист трансформировался в правило “полвиста”.


Преферанс с кадилями и без кадилей


В преферансе с кадилями разыгрывающий записывал ремиз как в современном преферансе – за каждую недобранную взятку.

В преферансе же без кадилей ремиз ставился по стоимости игры только за масть, в которой имел место проигрыш, а не за число недобранных взяток.


Преферанс смешанный


Смешанный преферанс подразделялся на полный и неполный. Полной называлась разновидность, в которой помимо объявления игры в червах, как старшей масти, имелась возможность играть шесть без козыря. Кроме того, можно было играть семь, восемь, девять и тотус (десять), объявляя козыри, и, наконец, малую и большую бедность (малый и большой мизер). При этом семь перебивала бескозырную шесть, семь переговаривалась малой бедностью, малую бедность перебивала восемь, восемь перебивалась большой бедностью, большая бедность переговаривалась девятью, девять – тотусом. При объявлении “семь” в какой-либо масти, если вистовал один игрок, он должен был взять две взятки, при двух же вистующих две взятки должен был сделать только вистовавший первым, а последний игрок мог взять и одну. Малая бедность заключалась в том, чтобы не взять ни одной взятки при удалении одной карты (при игре с талоном – после того как взят прикуп и снесены две карты). В этой игре козырей не было. При объявлении же большой бедности игрок обязывался не брать взяток при игре без козыря, не убирая ни одной карты. На играх восемь или девять вистующий должен был взять одну взятку. Тотус обычно разыгрывался без вистования, но оба противника стремились обремизить разыгрывающего.

Смешанным неполным назывался преферанс, в котором старше червей была шесть бескозырная, которую перебивала восемь с козырями, а самой старшей игрой была девять. В смешанном неполном преферансе выплаты были следующими: в пиках – 1 = (10), в трефах – 2 = (20), в бубнах – 3 = (30), в червах – 4 = (40), без козырей – 5 = (50), восемь – 6 = (60), девять – 7 = (70). То есть каждая единица ставки включала в себя десять фишек, или призов (вистов), при этом за каждую взятку, полученную вистующими, игрок отдавал из соответствующего числа по десятой доле. Если же играли с условием добавлять за игру без талона, то каждое из этих чисел увеличивалось на десять.


Преферанс с переговорами о талоне и без них


В преферансе с переговорами о талоне (прикупе) игроки торговались по старшинству мастей за право получить талон. После получения талона изменить игру было нельзя.

Если играли без переговоров о талоне, то торговались как обычно, но игрок должен был играть без талона. В случае когда все игроки пасовали, игрок на первой руке по желанию мог прикупить талон без всяких дальнейших переговоров. При его отказе взять талон это право переходило по порядку к следующим игрокам. Если же все три игрока не изъявили желания взять талон, то игра пересдавалась.

Кроме того, существовал вариант, при котором в случае, если первая и вторая рука говорили “пас”, третья рука была обязана прикупить талон (распасовки еще не было). И так как пики были самой дешевой мастью (шестерная в пиках стоила 2 очка, в трефах – 4, в бубнах – 6, в червах – 8, без козыря – 10), то игрок, вынужденный играть на любой карте, заказывал пики, на которых к тому же вистовали втемную. Обязательное вистование и игра втемную давали возможность разыгрывающему взять хоть сколько-нибудь взяток. В современном же преферансе в некоторых компаниях до сих пор применяется архаичное правило об обязательном вистовании на шести пиках.


Во всех вышеприведенных разновидностях преферанса имелись, конечно, и свои разработанные правила. Так, в некоторых из них при расчетах применялись довольно громоздкие таблицы, которые назывались табельками. К примеру, один из видов табельки оценивал шестерные игры следующим образом: пика – 4, трефа – 6, бубна – 8, черва – 10, “бескозырка” – 12. Семерные же имели двойной коэффициент и т. д. А в соответствии с другим видом табельки шестерная пика стоила 4 очка, семерная – 14, восьмерная – 24, девятерная – 34, десятерная – 44. В трефах же к соответствующей игре прибавлялось по 2 очка, к бубнам – еще по 2 очка, к червам – еще раз цифра увеличивалась на 2 очка. Кроме того, существовали табельки большие, десятичные и винтящиеся. Игры с табельками, по сравнению с другими разновидностями преферанса, где они не использовались, отличались примитивностью (расчет был простым, так как в конце игры не было ни записи, ни курочки – считалось общее количество поинтов на других и на себя, которое в итоге отнималось друг от друга, определяя выигрыш или проигрыш).





Приложение


Таблица отношений выигрыша и проигрыша в дореволюционном классическом преферансе


Игра
Наибольший выигрыш
Ремизы
Плата вистам
Консоляция
Численное отношение выигрыша к проигры-
шу
Игра прямая
12

 

 

 

 

Без одной
20
10
10
12:40
Без двух
40
12
20
12:72
Игра прикупная
6

 

 

 

 

Без одной
10
5
10
6:25
Без двух
20
6
20
6:46
Вист на игру прямую
4

 

 

 

 

Без одной
20
10
4:30
Без двух
40
20
4:60
Вист на игру прикупную
2

 

 

 

 

Без одной
10
10
2:20
Без двух
20
20
2:40
Игра прямая
18

 

 

 

 

Без одной
30
15
10
18:55
Без двух
60
18
20
18:98
Игра прикупная
12

 

 

 

 

Без одной
20
10
10
12:40
Без двух
40
12
20
12:72
Вист на игру прямую
6

 

 

 

 

Без одной
30
10
6:40
Без двух
60
20
6:80
Вист на игру прикупную
4

 

 

 

 

Без одной
20
10
4:30
Без двух
40
20
4:60
Игра прямая
24

 

 

 

 

Без одной
40
20
10
24:70
Без двух
80
24
20
24:124
Игра прикупная
18

 

 

 

 

Без одной
30
15
10
18:55
Без двух
60
18
20
18:98
Вист на игру прямую
8

 

 

 

 

Без одной
40
10
8:50
Без двух
80
20
8:100
Вист на игру прикупную
6

 

 

 

 

Без одной
30
10
6:40
Без двух
60
20
6:80
Игра прямая
30

 

 

 

 

Без одной
50
25
10
30:85
Без двух
100
30
20
30:150
Игра прикупная
24

 

 

 

 

Без одной
40
20
10
24:70
Без двух
80
24
20
24:124
Вист на игру прямую
10

 

 

 

 

Без одной
50
10
10:60
Без двух
100
20
10:120
Вист на игру прикупную
8

 

 

 

 

Без одной
40
10
8:50
Без двух
80
20
8:100
Игра “Без козыря” (Grandissimo)
Игра прямая
36

 

 

 

 

Без одной
60
30
10
36:100
Без двух
120
36
20
36:176
Без трех
180
42
30
36:252
Вист на игру прямую
12

 

 

 

 

Без одной
60
10
12:70
Без двух
120
20
12:140
Без трех
180
30
12:210
Мизер
Малый мизер
40

 

 

 

 

Без одной
40
1:1
Без двух
80
1:2
Большой мизер
50

 

 

 

 

Без одной
50
1:1
Без двух
100
1:2
Малый уверт
60

 

 

 

 

Без одной
60
1:1
Без двух
120
1:2
Большой уверт
70

 

 

 

 

Без одной
70
1:1
Без двух
140
1:2



Источники:


    1. Оршуляк А. В., “Все о преферансе”, Ростов-на-Дону: “Периодика Дона”, 1991.
    2. “Преферанс”, М.: ООО “Издательство АСТ”; Харьков: “Фолио”, 2001.
    3. Лесной Д. С., “Русский преферанс”, М.: Айрис-пресс, 2003.

Друзья сайта: